Описание критического мышления

06 декабря

Нас повсюду окружает информация, поступающая из самых разных источников. Так как ее очень много, людям требуется ее осознание и проверка достоверности. Критическое мышление помогает обнаруживать противоречия, отсекать недостоверные данные, анализировать факты.


Что это такое?


Критическое мышление – один из ключевых навыков XXI века согласно докладу «Новый взгляд на образование» на Всемирном экономическом форуме[1]. Он позволяет проводить анализ, формулировать выводы, принимать решения с учетом результатов проведенного анализа, но и иметь собственную позицию. Если критическое мышление отсутствует, невозможно сформировать базовые навыки самоанализа. Человек не сможет учиться на собственных ошибках, анализировать опыт и делать соответствующие выводы.

Обычно описание критического мышления сводится к перечислению следующих навыков: умению рассуждать, анализировать информацию и делать выводы на ее основе. Однако к этому еще можно добавить нетипичные, казалось бы, признаки. Какие?

 

Характеристики и признаки

Перечень навыков, указывающих на наличие критического мышления:

  • наблюдательность, изучение всех деталей;

  • умение интерпретировать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать, делать заключения;

  • наличие логики;

  • интеллект, широкий кругозор;

  • ясность ума, глубина суждений;

  • креатив, эмоциональность;

  • коммуникабельность;

  • самостоятельность;

  • мобильность.


Человек, обладающий критическим мышлением:

  • выстраивает причинно-следственные связи;

  • устанавливает важность информации, отсекать ненужные детали;

  • с уважением относится к другим мнениям;

  • дает оценку;

  • приводит аргументы;

  • несет ответственность за сделанный выбор;

  • находит ошибки, деликатно указывая на них.



Стадии

В процессе «прокачки» критического мышления человек проходит несколько стадий:

  1. Этап вызова. На данной стадии человек актуализирует имеющиеся знания и выражает интерес к теме и к обсуждению вопросов. Чтобы решить задачу данной фазы в образовательных учреждениях используются сложные ситуации, риторические вопросы, неверные логические цепочки. Одно из основных условий эффективного обучения – умение самостоятельно формулировать цели занятия. Критическое мышление проявляется в рассуждениях учащихся. На данном этапе правильность ответов не оценивается.     
  2. Этап осмысления. Преподаватель формирует работу учеников с новым материалом. Для полного понимания необходимо сочетать несколько методов работы – индивидуальные, групповые и парные. Данный этап дает ученикам возможность поиска ответов на вопросы, удовлетворения познавательного интереса благодаря поисковым методам работы, логике и способам обработки материала.     
  3. Этап рефлексии. На нём развивается способность анализа информации. Учащиеся не только думают над новым материалом, но и формулируют свое отношение к информации. Ученики сопоставляют свежие факты с уже известными. Итог рефлексивного этапа – трансформация новых знаний в личный опыт учеников.

Способы развития и примеры

 

Очевидно, что критическое мышление необходимо развивать. Делать это гораздо проще чем, кажется на первый взгляд. Существует большое количество различных приемов и техник. Рассмотрим некоторые из них.

 

1.  Обогащайте багаж знаний

Отсутствие знаний не позволит мыслить критически. Хорошая эрудиция позволит взглянуть на проблему со всех сторон и упростит процесс ее анализа и сравнения.

Черпайте знания из различных сфер:

  • читайте книги, особенно художественные;
  • смотрите документальные фильмы и лекции;
  • анализируйте поведение людей — так вы сможете установить причину действий и продумать концепцию взаимоотношений;
  • общайтесь с людьми, узнавайте их мнение и опыт — так сможете сформировать свою точку зрения.

 

2.  Формулируйте вопросы

В основе критического мышления лежит любопытство и желание узнать больше. Для удовлетворения этой жажды требуется умение верно формулировать вопросы. Для этого можно поставить задачу составить 50 вопросов, например, о любимой киноленте. Во время изучения любой темы максимально погружайтесь во все аспекты, досконально рассматривайте все детали проблемы.

 

3.  Изучайте и анализируйте

  1. Регулярный анализ информации из литературы и интернета способствует развитию критического мышления. Досконально изучайте любой прочитанный текст по следующей схеме:

  2. Какова цель написания текста, на какую аудиторию он рассчитан, какова мысль автора.

  3. О какой проблеме идет речь в тексте, сколько вариантов ее решения существует.

  4. Какое мнение высказывает автор по поднятой проблеме, какие приводятся аргументы, как соотносятся со сформулированной проблемой.

  5. Каким образом автором выстраиваются рассуждения: приводит ли он доказательства всех приведенных фактов или предлагает их безоговорочно принять. Интересный момент: обычно в обобщениях вроде «Всем известно, что…» завуалирована ложная информация. Такие формулировки выступают манипуляторами читателя, формируя неверное отношение к вопросу.

  6. Разграничивать приведенные факты, их интерпретацию.

  7. Установить скрытый смысл, подтекст при наличии такового.

При анализе текста необходимо формулировать отношение к проблеме, которое строится на фактах, аргументах и логических рассуждениях, а не субъективном мнении автора.

 

4.  Используйте альтернативные источники информации

Основу критического мышления составляет изучение разных порой противоположных мнений о конкретной проблеме. При изучении проблемы необходимо пользоваться различными источниками, анализируя информацию, давай оценку ее логичности, полноте и достоверности. Достоверной является информация исключительно из официальных источников, подтвержденная проверенными фактами.

 

5.  Придумывайте варианты

Умение критически мыслить означает фиксировать варианты развития событий и уметь выделять из всех вариантов наиболее комфортный.

Научитесь давать прогноз последствиям всех действий каждой ситуации. При принятии решения распишите вероятные последствия, оцените каждое. Затем проанализируйте, как свести к минимуму риск неудачи и вероятные негативные последствия.

Составьте варианты сложных ситуаций и оформите списком вероятное разрешение проблем. Проводите анализ поведения персонажей художественных произведений или кинолент, влияющих на развитие сюжетной линии. Создавайте альтернативные варианты развития хода событий, которые изменяют жизнь персонажа.

 

6.  Анализируйте ошибки

Ошибка – способ разобраться, каким образом лучше поступить в будущем. Разбирать ошибку нужно со всей ответственностью: нужно ее найти, оценить причины, продумать варианты решения.

 

Приемы и методы

Есть различные методы и приемы развития критического мышления. Ими активно пользуются педагоги в общеобразовательных и высших учебных заведениях, коучи, психологи.

 

Мозговой штурм (или брейнсторм)

Этот прием получил широкое распространение на учебных занятиях или в бизнес-среде, однако может использоваться и в повседневной жизни. Здесь предполагается блок вопросов и неоднозначные ответы на них. Задавая вопросы, можно анализировать не только литературных героев, но и исторические личности, нынешних знаменитостей, известных публичных людей и многое другое.

 

Сравнение

Для начала необходимо научиться сравнивать элементарные вещи. Например, сначала запомнить разные сорта яблок и научиться их распознавать. Затем усложнить задачу и, например, оценить две киноленты одного и того же режиссёра, созданные при этом в разные периоды его творчества.

 

Метапознание

Подразумевается умение видеть себя со стороны. В первую очередь имеется в виду способность анализировать свои действия и мысли. В идеале следует их полностью контролировать, анализировать каждое сказанное слово и совершенный поступок.

 

Дедукция

Умение делать частный вывод из общего, выстраивая логическую цепочку. Например, любой металл имеет свойство пластичности (это общее): золото – металл, следовательно, золото пластичное (это частное).

 

Индукция

Противоположный процесс дедукции. В случае с дедукцией при правильном положении результат практически всегда на 100% верный, в то время как выводы, которые сделаны в ходе индукции, могут быть не совсем достоверными. Например: три последних мэра в нашем городе были взяточниками (частное) → значит, все мэры — взяточники (спорное утверждение).

 

Анализ

Операция, помогающая разобрать любое событие на части, служащие основой для сопоставления, называются анализом. Кропотливому анализу нужно подвергать все, что происходит.

 

Синтез

Операция, которая противоположна анализу. Это умение воедино компоновать разные детали. Допустим, проанализировать разные экономические новости и прийти к выводу о надвигающемся кризисе, о котором пока все молчат.


Системность

Каждое суждение проходит через 5 ведущих этапов, образующих метод системности: подготовка → проблема → альтернативы → выбор завершающего решения → его оценка. При освоении критического мышления (анализ, синтез, сравнение), любая самая проблемная ситуация разрешится на раз-два!

 

Технологии развития критического мышления

Каким образом работает критическое мышление? Американским ученым Эдвардом Глейзером в исследовании 1941 года были перечислены навыки и умения критического мышления:

  • распознавание проблемы и поиск способов решения;

  • сбор и раскладывание по полочкам всей необходимой информации;

  • распознавание неподтвержденных предположений и оценок;

  • анализ информации и оценивание доказательств;

  • обнаружение логических связей (если таковые имеются) между выводами;

  • заключение планомерных выводов и постановка их под сомнение;

  • перестраивание своей системы убеждений и формирование верных суждений.

 

Приемы для развития критического мышления

  • «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Этот прием создан в 1984 г. профессором Донной Огл. Цель заключается в развитии рефлексии в процессе познания. Подразумевается соотношение ранее известного и нового, определение своих познавательных запросов.

  • Прием «толстые» и «тонкие» вопросы. Важно уметь задавать вопросы. «Тонкими» называются простые вопросы, которые требуют такого же односложного ответа. «Толстые» подразумевают более высокий уровень мышления. Например, анализ, синтез. Стабильное использование приема помогает научиться грамотно формулировать вопросы и оценивать уровень сложности.

  • «Синквейн». Прием применяется на стадии рефлексии. Благодаря этому приему можно выразить отношение к изучаемому явлению. Синквейн – стихотворение, обобщающее материал в кратких предложениях из 5 строк, отличающееся своей концентрированностью.

  • «Кластер». Прием графической систематизации материала – выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке. «Кластер» используется на стадии вызова и рефлексии.

  • «Верите ли вы?». Этот прием применяется на стадии вызова с установлением истины будучи на стадии рефлексии. Стадия помогает развивать умение давать оценку результату.

  • «INSERT». Подразумевается особая маркировка текста при прочтении. На полях в тексте или в таблице с дальнейшим ее заполнением предполагается соотносить фрагменты текста, абзацы к таким категориям, как: «V» - знал эту информацию; «+» - что-то новое; «-» - думал по-другому; «?» - не понял, есть вопрос.

 

Упражнения для развития критического мышления

 

Шахматы и/или шашки

Эти игры направлены на развитие логики, умение обнаруживать причинно-следственные связи и давать прогноз развитию событий. Пользу приносят, как игра в шахматы, так и шахматные задачи.

 

Ребусы, головоломки и логические игры

Они способствуют развитию внимания и логики, увеличивает скорость реакции, учит обращать внимание на мелкие детали, делить на главное и второстепенное. Выбирайте то, что нравится именно вам: одинаково хороши будут и судоку, и кубик Рубика, и кроссворды, и паззлы, и онлайн-игры!

 

Настольные игры

Прекрасный способ не только разнообразить свой досуг, но и развить у себя навыки критического мышления, прокачав словарный запас, коммуникативные навыки, системность и последовательность.

 

 

Обучение в Академии PwC

Изучение способов, методов, технологий критического мышления в PwC имеет ряд преимуществ:

  • Наличие уникальных материалов, разработанных экспертами PwC;
  • Четкая структурированность, доступная для понимания форма изложения материала;
  • Закрепление полученных знаний благодаря разнообразным практическим заданиям, играм, бизнес-кейсам, видео;
  • Увлекательная и заинтересовывающая атмосфера на занятиях, вовлечение участников в дискуссии.

 

 

Подводим итоги статьи

Что такое критическое мышление?

Умение анализировать информацию, делать выводы и принимать решения, исходя из проведенного анализа, формировать собственное мнение.

 

Как развивать критическое мышление?

С помощью специальных способов, приемов, методик: их множество, и каждый может выбрать для себя наиболее подходящие варианты.


Какие качества помогают его развить?

Наблюдательность, коммуникабельность, самостоятельность, мобильность, креативность.

 




[1] World Economic Forum, 2016. (2019). New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology. Источник: https://www.weforum.org/reports/new-vision-for-education-fostering-social-and-emotional-learning-through-technology.